+7 (965) 168-37-94

Дюкарева Елена Вячеславовна

Нужны ли тренинги компаниям?

Кажется, праздный вопрос. Совершенно очевидно, что тренинги, кроме того, что сами по себе являются очень интересным и познавательным мероприятием, еще и положительно влияют на внутрифирменную атмосферу, сплачивают коллектив, повышают мотивацию персонала. Не стану спорить и против той непреложной истины, что тренинги часто помогают освоить новые приемы работы, сформировать новое видение стоящих перед компанией задач. Все, безусловно, правильно.

Сомнения, однако, вызывает не вопрос, надо ли проводить тренинги, а вопрос, в связи с чем их надо проводить. Чаще заявка на тренинг поступает потому, что руководитель решил что-то поменять в работе своей компании и рассчитывает, что в этих изменениях ему поможет специалист по обучению. Тогда руководитель приглашает тренера, предварительно не забыв поинтересоваться, а имеет ли он, тренер, опыт аналогичной работы, высшее психологическое образование, с какими еще компаниями работал (именно так рекомендуется подбирать тренера для своей компании, чтобы не ошибиться, чтобы все было правильно). Если исходные данные тренера устраивают, ему подробно рассказывают, какие грандиозные изменения ожидают компанию в недалеком, но очень светлом, будущем, насколько реальны и удивительно амбициозны ближайшие планы руководства. После - кратко описывают ожидания, связанные с предстоящим тренингом. Не хочу никого расстраивать, но обычно руководители, приглашающие тренера, рассказывают об одном и том же: предстоит укрупнение компании, ожидается бурный рост заказов, продаж, мы все должны быть к этому готовы, должны буквально "гореть" трудовым энтузиазмом, стать очень сознательными и, регулярно выходя на сверхурочные работы, не требовать дополнительного вознаграждения. Очень, знаете ли народ у нас меркантильный, не готов переутруждаться просто потому, что так надо в интересах компании. Поэтому вот и понадобился тренер, что надо "раскрыть" глаза нерадивым сотрудникам, объяснить, какая компания хорошая, руководство болеет за общее дело. И остальные тоже должны болеть! И стараться работать еще лучше! И приносить еще больше прибыли родной компании.

Если тренер добросовестный и старательный, да к тому же и учился в свое время хорошо, что ж, вашему вниманию будет представлен добротный типовой тренинг, его продолжительность будет кратна восьми, что, как вы уже догадались, напрямую связано с продолжительностью рабочего дня. Вам понравится программа тренинга, она так составлена, чтобы нравиться. И тренер умеет проводить тренинги так, чтобы нравилось. Участники тренинга будут активны, полны энтузиазма, определенно заинтересованы происходящим. Выходя из учебного зала, будут обмениваться впечатлениями. Да и по окончании тренингов, в рабочей обстановке нет-нет да и всплывет радостное  воспоминание о тренере, об упражнениях. Профессиональный тренер позаботится о том, чтобы никто не остался равнодушным.

Но что будет потом? После тренинга? Сотрудники, прошедшие тренинг, немного изменились, приобрели новые навыки, может, даже, научились как-то по-новому преодолевать возникающие трудности, изменили свой взгляд на проблемы... А компания? А руководитель? Успели измениться? Увы, часто бывает так, что руководитель много говорит, много мечтает о переменах, даже сам готовится к ним, но возникают непредвиденные трудности, - и изменения откладываются до лучших времен. Привычно хочется надеяться, что хорошо и по-новому обученный персонал сможет повысить производительность труда и в старых, неизмененных условиях. Будет больше ценить дорогое рабочее время, новые, прогрессивные, навыки помогут легче достигать намеченной цели... Повысится процент заключенных договоров, старые клиенты станут чаще вновь обращаться, вырастут количественно их заказы, увеличится прибыль компании...

К чему на самом деле в результате привел тренинг? Сотрудников подготовили к переменам, их убедили, что так будет лучше, их научили новым приемам, начали формировать новый, возможно, более прогрессивный, взгляд на возникающие проблемы. Но изменений не последовало, новые навыки остаются невостребованными, прежним остался круг решаемых задач. Нет, количество-то их могло и измениться, все-таки растет производительность, а вот качество... Ведь очень страшно доверить людям новые, более ответственные задания. Пусть уж лучше больше, но прежнего уровня сложности, а там - посмотрим. Зарплата тоже пока останется прежней. То есть, процентная-то доля может и вырасти, а вот фиксированная останется такой же, как раньше. Мало ли что.

Однако, надо что-то делать - и изменившийся, подросший профессионально персонал уходит работать в другую компанию, где повышенная квалификация будет нужна и будет хорошо оплачиваться.

Так было, например, в компании XYZ, где руководство пригласило тренера обучать секретарей на recepcion. Поставили задачу: научить правильно общаться по телефону, чтобы возможные клиенты оставляли свой номер телефона, чтобы соглашались приехать в офис. Научить милых девушек сознательно относиться к трудовой дисциплине и деловому этикету. Работа была проведена. Девушки оказались и разумными, и очень обучаемыми, легко усвоили новые навыки. В считанные дни результативность их труда удвоилась. Но что изменилось в компании? Ничего. Оклады остались прежними, обязанности - тоже. Они-то были готовы к более сложной работе, фирма готова не была. Не были готовы и менеджеры по работе с клиентами к увеличению числа заказов. Через некоторое время с новыми проблемами компании работали новые консультанты.

Поэтому хорошие тренеры в один голос утверждают, что, получив заявку на тренинг, мы вначале серьезно задумываемся, зачем этот тренинг нужен, нужен ли именно тот, о котором говорит наш заказчик, или лучше посоветовать другой. Скажем, вместо мотивирующего тренинга, вместо тренинга командообразования иногда рекомендуется провести тренинг управленческих навыков, конечно, уже не для персонала, а для руководителей отделов.

 Не менее часто приходится вместе с проведением тренинга оказывать и консалтинговые услуги. Но об этом будет отдельный рассказ.


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно