Шоу "Раскрутка" на Ярмарке Мастеров. Первый сезон.
На Ярмарке Мастеров довольно часто появляются публикации на тему "Как продавать хендмейд". Можно сказать, два основных типа статей: пересказ чужих и попытки переосмыслить свой собственный опыт. Как пересказываются чужие премудрости? Ну, конечно, товар должен быть красивым, сделанным без брака (они называют это качественным изготовлением и очень за него радеют. Возможно, небезосновательно), должен быть хороший выбор, хорошие фотографии, хорошее описание, ещё надо провести позиционирование и сегментирование, надо чётко выделить свою целевую аудиторию. И тогда... А никаких результатов-то и не обещается. Потому что это - не набор действий, которые должны привести к результату, а набор тезисов, которые надо ещё подумать, как применить в своей практике.
Комментарии к таким публикациям обычно тоже стандартные: разве позиционирование поможет привлечь покупателей? Как узнать точно, какие мои покупатели, если продажи происходят только по переписке? Ведь во всех публикациях рекомендуется опираться именно на формальные характеристики покупателей, возраст, рост, вес, цвет глаз, уровень доходов. Позже делается вывод, что жендмейд - это совершенно особая статья, общие правила маркетинга здесь не действуют.
Другие статьи, где авторы обобщают свой опыт, так же не являются объективными. Человек либо пишет совершенно прописные истины, что надо быть вежливыми, аккуратными и т.д., либо что-то совершенно собственное, типа, как удалось открыть торговую точку в местном торговом центре. Ну, это же уникально!
Захотелось мне показать людям, что маркетинговые инструменты универсальны, что их можно и нужно применять при продаже хендмейда. Мы общаемся по интернету, значит, мероприятие будет проходить по интернету. Записывайтесь!
Администрация ЯМ мероприятие не очень одобрила. Ну, то есть, запрета не было, но и узнать о нём из общей линейки блогов было невозможно, мой пост туда не попал. Однако, записавшихся было больше пятидесяти человек. Записались совершенно разные люди, и новички, ещё и магазин-то толком не октрывшие, и опытные мастера, популярные, с хорошими продажами. Сразу скажу, и те, и другие в выполнении заданий почти не участвовали. Первым было не на чем практиковаться, товара-то не выставлено, вторые уже давно все эти основополагающие действия уже проделали. Наиболее успешными в результате оказались те, кто уже создал магазины, наполнил их товарами, кто исправно выполнял задания, совершал ошибки, но я-то помогала их исправить.
У большинства участников улучшились просмотры магазинов, товары улучшили позиции в выдаче поисковиков, улучшились показатели продаж.
Итак, первое шоу показало, что маркетинг хендмейда и маркетинг других товаров ничем принципиальным не отличается. Что в нашей стране, что за рубежом, - везде действуют одни и те же законы.