Преимущества "Шоу Раскрутка"
Многим кажется, что шоу Раскрутка - лишняя трата времени и денег. Действительно, на любом рукодельном форуме можно спросить участников, что не так с моим магазином - и получите бесплатно огромный набор советов. Да? Мне, наверное, не повезло, половина полученных мною советов привели к колоссальным убыткам, хотя другая половина сильно помогла и снивелировала эти убытки.
Четыре года на Ярмарке Мастеров я проверяла не только данные мне советы, но и основные постулаты маркетинга. Хотя часто приходится слышать, будто бы маркетинг - изобретение американцев и в нашей стране он не работает, будто бы в рукодельном бизнесе маркетинг тоже работать не может... Я открыла три разноплановых магазина и проверила на них всё! Маркетинг - это универсальный инструмент, он работает всегда!
Шоу Раскрутка - это система обучения мастеров основам маркетинга. Обучение применению маркетинговых технологий в их конкретных магазинах.
Состояло оно из пяти заданий.
Задание первое. Наведение порядка в магазине.
Уже давно устаовлено, что поисковик на Ярмарке Мастеров краткосрочный. Поэтому оставлять в марте тэги "новый год" и "валентинки" - бессмысленно. Но возможности проставления тэгов к каждой работе очень ограничено, поэтому неактуальные надо убирать. Поисковик учитывает и описания, поэтому важно исключить грамматические ошибки из описаний и названий.
Одному человеку трудно вычитать свои тэги, описания, найти ошибки. Поэтому коллективная работа очень помогает в этом деле. Люди вычитывают тексты друг у друга, обсуждают в блогах. В результате обсуждения привлекают внимание зрителей, растут и просмотры магазинов! Если в магазине представлены вещи интересные, то им могут заинтересоваться и потенциальные покупатели.
Задание второе. Позиционирование.
Это очень сложное задание для людей, не знакомых с маркетингом. Надо определить свои особенности, отличия от других магазинов, торгующих сходным товаром. Глубинный смысл этого задания в том, что мастер теперь будет подсознательно подстраиваться, делать вещи, соответствующие найденному позиционированию, будет писать описания и ставить тэги, соответствующие этому позиционированию.
Случается, что участники шоу отказываются от выполнения этого задания, считая его бесполезным. Ну, что же, я только учу, но не заставляю.
Задание третье. Определение своей целевой аудитории.
Мешают стереотипы. Люди начинают своего целевого потребителя описывать по формальным признакам: возраст, рост, вес, размер зарплаты... Но на самом деле это совершенно неважно! Важен психологический настрой на определённые покупки. Например, какой должна быть женщина, любительница украшений? Она любит бывать в обществе, где можно эти украшения показать. А домоседка чаще скажет, что украшения надеть некуда, так и незачем их покупать.
И мы целую неделю составляем именно психологический портрет своего потребителя. И снова, если участник сопротивляется, настаивает, что его покупателями могут быть все и каждый - я не настаиваю. Не хотите - можете не учиться. Хотя, на мой взгляд, выполнение этого задания совершенно не обязывает мастера менять свой магазин, менять свою работу.
Задание четвёртое. Составление описания.
Поскольку "Шоу Раскрутка" - учебное мероприятие, менять полностью все магазины мы не ставим цели. Цель - научить. Мастер выбирает одну свою работу и, учитывая позиционирование своего магазина и психологический портрет своего потребителя, составляет описание работы. Чтобы целевой потребитель, прочитав, понял, вещь для него. Это тоже очень трудная работа. Однако, результатами оказываются довольны и те, кто писал, и те, кто читает.
Ибо обсуждение каждого задания происходит в блогах участников, зрители с интересом читают обсуждения и иногда сами в обсуждения вступают, что-то советуют участникам. И снова растут просмотры, и снова потенциальные покупатели берут на заметку понравившиеся им магазины.
Задание пятое. Составление ключевых слов.
Написано немало статей о правильном подборе ключевых слов. Я даю участникам ссылки на эти полезнейшие статьи и мы приступаем к работе. Те вещи, для которых уже составили обновлённые описания, к ним подбираются и тэги. Коллективный разум плюс мои консультации - и значительно улучшаются позиции по выдаче поисковиком.
Итоги.
Примерно у половины участников продажи начались ещё в процессе шоу. Другие, поняв, как надо вести дела в магазине, в долгосрочной перспективе добились стабильных результатов. Те, кто больше сил тратил на споры со мной, чем на выполнение моих заданий, сделали вывод о бесполезности этого шоу. Кризис не помешал никому.