+7 (965) 168-37-94

Дюкарева Елена Вячеславовна

Хендмейд как бизнес: взгляд психолога

Сразу скажу, секретов продаж не знаю, фокусов тоже.

Эта сфера деятельности для меня совсем недавно была абсолюто нова, совершенно незнакома и очень интересна. Регулярно читаю всё или почти всё, что здесь и даже там пишется и комментируется о продажах, об организации рабочего времени и пространства, о самом производстве шедевров и нешедевров и о всяких психологических заморочках, которые призваны во всём-всём помочь мастерам. И вот накоплено много информации, включилась привычка анализировать и делать выводы, а теперь ещё и поделиться захотелось. Решила себя не ограничивать, раз хочется — значит, можно.

Начну, как все регулярно хотят-твердят, с самого производства шедевров или нешедевров, по желанию. По моему наблюдению, человек только-только научившийся что-то делать, шить-вязать-лепить-валять-ковать, очень доволен, что научился. Особенно, если родные и близкие хвалят традиционной фразой "ого, мне так не сделать, очень хорошая вещь". Какая там самокритика, ведь я теперь умею делать то, что другим недоступно! Я — гигант! Значит, и совсем посторонние мне люди тоже будут меня хвалить и даже покупать, ведь и они так делать не умеют... Косвенным признаком такого неофита можно считать человека, который восторженно рассказывает, как вещь придумывалась, с каким трепетом делалась, как вдевалась нитка в иголку и салфетка никак не хотела разглаживаться. Кстати, работу, в которую кто-то вложил душу, я бы не купила, это не моё занятие, души скупать, ни частичками, ни целиком. Мне больше хотелось бы вещь, сделанную профессионально, старательно, с душой. Чувствуете разницу? Душа должна остаться у мастера, быть его соавтором, а не прилагаться к вещи! Опытный человек трепета перед рабочим процессом, всё-таки, не испытывает, это привычно, обычно, увлекательно, даже захватывающе, но — как всегда. Конечно, и вдохновение тоже очень хорошо, но работа только от вдохновения приносит в основном радость от процесса, а не продажи. Для продаж иногда работаешь, даже если и не хочется, но надо. Полагаю, это совершенно нормально, слова труд и трудно — однокоренные. Только при спокойном отношении к процессу изготовления мы можем и критично посмотреть, не криво ли где, не искажено ли, вообще, это какой сорт? Полагаю, как раз спокойное, деловое отношение к своим изделиям и отличают мастера от пока ещё ученика-подмастерья.

Ну а раз мы можем адекватно оценить качество исполнения и сложность самой работы, можем и цены назначать. Если восторженные неофиты некритично устанавливают на ученические поделки высокие цены — это только на руку настоящему мастеру. Мастер за сравнительно небольшое время сделает несколько несравнимо лучших простых работ, чем новичок, по адекватно невысоким ценам и имеет нормальный шанс на продажу. А покупатель — чаще всего не так глуп, как кому-то хотелось бы, брак не покупает, а если вдруг и получит — может дать сдачи, например отзыв гневный написать. Так что, лучше, если мастер ставит невысокие цены на простые работы и высокие на сложные и величественные, которые делать и долго, и трудно, и новичку не по силам. Конечно, у новичков доходы будут ниже, чем у опытных мастеров, но со временем тоже вырастут. Была бы практика, было бы старание. Талант — так вообще здорово.

Не буду рассуждать об организации рабочего времени, этот вопрос каждый должен решать сам из-за психологически разного стиля деятельности, есть жаворонки и совы, пунктуальные и стихийные. Да и советов у нас предостаточно опубликовано. Мне, как человеку стихийному, чёткий план только мешает. Я ставлю задачи на сегодняшний день и в течение дня стараюсь их решить. Другие выстраивают чёткий распорядок, режим и строго следуют ему. Тут уж кому что удобнее. Но: организация должна быть. Нужно планировать и саму хенд-мейдинговую деятельность, и каждый рабочий день, и ставить перед собой и цели, и задачи, и намечать пути достижения. Анархия, увы, к порядку не приводит.

И, пожалуй, последний момент. Уверенность. Что это такое, откуда берётся и всем ли доступно? Задам встречный вопрос:  вас интересует уверенность в себе или уверенность в своих изделиях? Ну, смотря чего вы хотите получить от хендмейда. Если нам нужны отношения, личное счастье, конечно, без уверенности в себе можно построить только личное несчастье. Разные непорядочные личности прям охотятся на неуверенных, именно в этих условиях они находят своё удовлетворение.

А если мы собираемся продавать свои изделия, нужна уверенность именно в том, что изделия сделаны качественно, из хороших материалов и цена покупателя вполне устраивает. Я дам некоторые рекомендации по формированию оной. Так же, как достигается спокойствие при выполнении работы, так и приобретается привычка продавать свои вещи. Да, первый раз волнительно, не знаешь, что делать, как себя вести. Но пятый-десятый раз — и продажа становится привычной процедурой. Кстати, в нарабатывании привычки некоторым помогает участие в выставке. Пока сидишь, спрятавшись за монитором, аноним практически, не видишь ни своих покупателей, ни на какие моменты в твоих изделиях они обращают внимание, не слышишь их рассуждений купить — не купить. Но здесь уж у кого как, кто-то через интернет успешно продаёт и уверенность нарастает. На выставке дрожишь первые два часа, потом привыкаешь, что люди подходят, что смотрят не столько на тебя, сколько на твои вещи, слушаешь их рассуждения, даже разговариваешь с ними — и возвращаешься за монитор просто-таки старослужащим, прошедшим проверку боем. Можно и закрепить эту уверенность ещё одной-двумя выставками. Но есть опасность, которую я испытала на себе. Это — выставочные непродажи. Когда другие продают, а ты нет. Точнее, я продавала, но слишком мало, еле-еле вернула деньги за участие в семейный бюджет. Короче, минус полный.

К родным и близким обратиться — не мой вариант. Те же самые люди, что хвалили первые неуклюжие поделки, после неудач на выставке разумно рассуждают: ну, эти вещи нам нравятся, потому что ты их делаешь, а вообще-то магазинные и лучше, и дешевле. Ну, чтобы мне не сыпали соль на сахар, я похлюпала в своём блоге. Его читают те, кто положительно относится не только ко мне, но и к моим вещам, и не из-за родства, а потому что... Вот здесь мне не только посочувствовали, а даже вообще, на корню пресекли все попытки самоедства, авторитетно заявив, что: в те дни звёзды объявили забастовку и никак не могли помочь с продажами, у меня было самое неудачное место на всей выставке, подавляющее большинство истинных ценителей искусства на эту выставку не пошли, а кто пошёл — не мог найти меня, место-то было неудачное... Вернули уверенность. Отхлюпавшись, я всё-таки попросила критики, но это была уже другая история.


Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно